«Нарспи» возвращается на сцену Чувашского драмтеатра. Художественным руководителем постановки заслуженный деятель искусств России, Азербайджана, Республик Калмыкия и Тыва Борис Манджиев. Визуальный мир создал заслуженный художник республики Валентин Фёдоров. Встреча чувашской классики с авторским взглядом стала ярким примером дружбы народов. В тоже время постановка является подведение итогов года, посвященного 135-летию Константина Иванова.
На сцене звучит имя, знакомое, пожалуй, каждому. «Нарспи» возвращается живым дыханием сцены.
Когда в зале гаснет свет, наступает особая тишина — тишина доверия. Предпремьерный показ — как первая исповедь спектакля перед теми, чьё мнение особенно важно.
Борис Манджиев, режиссер, театральный деятель, Республика Калмыкия: У Нарспи богатая биография у этого произведения, и когда очередной раз приходит режиссер, чуваш не чуваш не важно, то он вздрагивает, потому что это жемчужина народа чувашского. Оправдать — это очень важно надежды зрителя. Если ты не оправдаешь, то зачем трогать это произведение?
Лица зрителей — достойны отдельных кадров. И у всех — одно ожидание: чтобы «Нарспи» на сцене зазвучала честно, откровенно.
Петр Садовников, народный артист Чувашии: С первых дней работы над ролью Тохтамана было очень интересно. Самой главной целью у меня было — донести образ Тохтамана до зрителя, до чувашского зрителя. Потому что все чуваши видят в Тохтамане сурового и страшного персонажа, но тем не менее этот человек он и сильный, и слабый. Я думаю зрители дадут мне оценку образа Тохтамана.
В каждом элементе сцены и костюма — от орнамента до фактуры ткани — передана не фольклорная иллюстрация, а живое чувство. Так традиции и быт звучат особенно проникновенно.
Сценическое пространство как мост между старой чувашской деревней и современностью: узнаваемые детали быта, национальный орнамент и свет, который тоже работает как отдельный герой. И это язык художника, который говорит декорациями.
Валентин Федоров, главный художник Чувашского государственного театра драмы им. К.В. Иванова: Я делал оперный спектакль, я делал мюзикл под названием «Нарспи» затем был балет история Нарспи, то есть тема для меня не нова хотя в общем это совершенно разные спектакли они разные по языку, по режиссуре, по жанрам. Спектакль он рождается как ребенок — его появление на свет, а дальше уже оценку дает зритель.
Режиссер из Калмыкии Борис Манджиев даже имея богатый театральный опыт признался, что испытывал некоторое волнение до начала работы.
Борис Манджиев, режиссер, театральный деятель, Республика Калмыкия: Получился спектакль, где мы помогали друг другу, где мы ставили задачи такие, чтобы зритель гордился собой, что он из этого народа, чтобы люди другие туристы смотрели и удивлялись какой цветок в букете народов России, чувашский цветок! Неслучайно, Ваш Глава республики назвал будущий год Годом дружбы народов.
«Нарспи» снова нашла дорогу к сердцам зрителей и продолжает жить уже в новом времени. Эту историю можно увидеть не только на сцене: в фойе театра развернута выставка экспонатов и картин, в том числе коллаборация с юной художницей Эрпиге — студенткой 4 курса пединститута, чья работа представляет собой собирательный образ героини и её непрожитой любви.
Наталия Мальчикова, Татьяна Максимова, Борис Андреев, Национальное телевидение Чувашии.