Бывший узник концлагеря из с. Стемасы Алатырского округа поделился воспоминаниями

Бережно листая фотоальбом, Валентин Дымников внимательно рассматривает дорогие сердцу старые снимки, вспоминая самые яркие, порой ужасающие моменты своей жизни. Он родился в 1936 году в поселке Елинский Калужской области. Отца забрали на фронт, а мать — Екатерина Трофимовна осталась одна с пятью детьми. В посёлок пришли немцы и сожгли Елинский, а стариков и детей собрали в детском садике. Валентин до сих пор помнит страх в глазах матери, когда немец зашёл с окровавленным ножом в руках.

Валентин Дымников: Зашли они в 1942 году, пошли палить всех. «Матка — партизан! Матка — партизан!», — кричали они. Всех палили. Остался только детсад. Там стояли мы все, в этом детсаду. Немец пришел, у него — нож большой — финка. «Бабка, ком!». Ну все, резать начнет сейчас. А он подал ей нож и показал, чтобы она почистила его. Она почистила его. Забрал, ушел.

Потом всем приказали идти 40 км пешком в 40-градусный мороз. Затем загнали в эшелоны и повезли в Польшу. Так Валентин с родными оказался в распределительном лагере.

Валентин Дымников: Через колючую проволоку яблоки кидали, что у них было, то и кидали. Это кидали поляки. Вот колючая проволока идет, мы так стояли, чтобы поймать — около колючки, а сзади напирают на нас. Им тоже хочется есть и нас прижимали к этой колючке. Мать говорила, что Колю они просили, чтоб она отдала им. Она не отдала, она говорила нам: «Умирать будем, так все умирать будем! Никого не отдам!».

Спустя несколько месяцев семью Валентина отправили на работы в Литву, условия там были не лучше, чем в лагере, вспоминает мужчина. Вернутся домой получилось только к концу войны. В 1944 году их освободила Советская армия. По дороге домой почти вся семья заболела тифом. Однако, мать Валентина смогла сберечь всех пятерых детей. А в 1946 году с войны вернулся отец. «Прожив жизнь, я точно знаю, русский человек силен и крепок! Русский дух не сломить!»- подытожил Валентин Дымников